Рогачева Екатерина,
10 «б».
Константин
Воробьёв «Убиты под Москвой».
1.
Когда
и где происходят действия?
Повесть «Убиты под Москвой», русского писателя-фронтовика
Константина Дмитриевича Воробьева, посвящена событиям первых месяцев войны. Действия данной повести происходят в
ноябре 1941 года под деревней Лотошино, которая находится в 30 километрах от
города Волоколамска.
Какой этап (сражение)
Великой Отечественной войны изображен? (историческая справка)
В
данном произведении описываются события обороны Москвы. Битва за Москву является одной из самых масштабных битв
за время войны по количеству участвовавших войск и по понесённым потерям. В
ходе сражения немецкие войска потерпели ощутимое поражение. В результате
контрнаступления и общего наступления они были отброшены на 100—250 км.
2.
Характеристика
героев:
·
Капитан
Рюмин
Основной чертой характера
Рюмина была мужественность. Он понимал всю безвыходность положения – ведь их
войско было окружено немцами. Но Рюмин ни позволил себе рассказать об этом
курсантам, которые свято в него верили, видели в нем идеал бойца и во всем
старались на него походить.
Он был человеком, уверенным в себе. Это можно было заметить даже по его внешнему виду: он частенько ходил с надменно-иронической улыбкой. У него была стройная фигура, фуражку он носил чуть сдвинутой на правый висок – в этом ему подражали и курсанты. С собой он носил ивовый прут, до половины очищенный от коры, который называл стеком. С такими стеками еще в мирное время ходили в увольнительную.
Он был человеком, уверенным в себе. Это можно было заметить даже по его внешнему виду: он частенько ходил с надменно-иронической улыбкой. У него была стройная фигура, фуражку он носил чуть сдвинутой на правый висок – в этом ему подражали и курсанты. С собой он носил ивовый прут, до половины очищенный от коры, который называл стеком. С такими стеками еще в мирное время ходили в увольнительную.
Он всегда старался трезво
оценивать ситуацию, не поддаваясь инстинктам, ведь он знал - за ним будут следовать курсанты, они ему
верят. Ему важно было не ударить перед
ними в грязь лицом: «ему надо было сейчас же сказать или сделать что-то такое,
что возвратило бы и поставило его на прежнее место перед самим собой и ротой».
·
Алексей
Ястребов
Он был молодым курсантом, у
него практически не было опыта. И хоть он и стоял во главе роты, ему было очень
тяжело принимать решения за других людей, вести их, отдавать приказы. Читатель
замечает это в ходе разговоров Алексея с курсантами - его выдает голос. Когда Ястребов
отдавал приказания, его голос предательски дрожал, в нем не было уверенности.
Но всего за несколько дней, которые были крайне насыщенны военными действиями, он
превратился из несмышленого юнца в совершенно зрелого, сознательного человека.
Вот так влияет на людей война, она заставляет взрослеть быстрее, учит настоящей
жизни - ведь когда смерть в буквальном смысле слова наступает на пятки,
невозможно оставаться легкомысленным беззаботным подростком - приходится
отказаться от ребячества и взрослеть.
Алексей был очень сердечным человеком, он не мог себе представить, что когда-нибудь убьет человека. Несмотря на всю «тупую звериную жестокость фашистов», он все еще никак не мог заставить себя думать о них иначе, как о людях. Поэтому, когда он убил немца, он очень тяжело это переживал. Его долго тошнило, и не отпускало какое-то тревожное чувство. Большинство людей на войне теряли свою сердечность, становились жестокими и непробиваемыми. Алексей же был не из таких. В этом и заключалась сила его характера.
Алексей был очень сердечным человеком, он не мог себе представить, что когда-нибудь убьет человека. Несмотря на всю «тупую звериную жестокость фашистов», он все еще никак не мог заставить себя думать о них иначе, как о людях. Поэтому, когда он убил немца, он очень тяжело это переживал. Его долго тошнило, и не отпускало какое-то тревожное чувство. Большинство людей на войне теряли свою сердечность, становились жестокими и непробиваемыми. Алексей же был не из таких. В этом и заключалась сила его характера.
3.
Как
автор изображает личность молодого человека на войне?
А). каким курсанты видят мир
и себя в нем?
Все курсанты были молодыми, совсем еще юнцами. Они совершенно не
были опытными в военных делах и до конца так и не понимали всю серьезность
происходящего, пока не столкнулись со смертью лицом к лицу. Фронт им
представлялся «зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и
человеческой плоти».
Их отменным качеством являлся патриотизм. Они не боялись идти на
немцев, подчинялись командам капитанов. Хотя, возможно, это происходило именно
потому, что все события, которые разворачивались вокруг них, делали их
беспомощными, уязвимыми. Ведь они совершенно не привыкли к такой жизни, и очень
не хотели, как и все, этой войны.
Б). О чем думали, о чем мечтали, чего хотели, к чему стремились?
Б). О чем думали, о чем мечтали, чего хотели, к чему стремились?
Курсанты очень хотели походить на капитана
Рюмина. Они хотели быть смелыми, упорными. Им очень хотелось, чтобы высшие по
званию похвалили их, тогда молодые люди обрели
бы уверенность в себе. Для того, чтобы заслужить похвалу, они изо всех сил
старались, выполняли каждое приказание качественно, по совести.
Хотя на
самом деле за всем этим скрывалось непреодолимое желание – поскорее вернуться
домой, увидеть родных, обнять их. Они боялись, что их жизнь может вот так скоро
закончится, практически не начавшись – ведь все эти ребята были еще
школьниками, студентами. Главным их стремлением было – вернуться целыми и
невредимыми, и каким-то образом совместить это с выполнением долга перед
отечеством!
4.
Природа
и война.
Описание природы занимает одну из ключевых ролей в данном произведении. Используя описания погодных явлений, Воробьев пытается помочь читателю с большей явностью представить и осознать всю тяжесть происходящих на поле боя событий: «в ту пору с утра и до ночи с подмосковных полей не рассеивалась голубовато-призрачная мгла, будто тут сроду не было восходов солнца, будто оно навсегда застряло на закате». Перед любым сражением погода резко менялась. Иногда она становилась мрачной, туманной - как бы отражала внутренние переживания молодых курсантов, совсем еще мальчишек, которые понимали, что каждая секунда может оказаться для них последней.
Иногда же в природе все затихало. Даже слишком. Становилось так тихо, что было страшно слушать всю эту тревожную тишину - «в окостеневшем безмолвии нельзя было отделаться от щемящего чувства заброшенности».
Особое место занимало описание запахов, ему уделено большое внимание. Некоторые ароматы ободряли солдат, придавали им сил, бодрили дух, так как напоминали о доме, родных краях, спокойном беззаботном довоенном времени: «Снег отдавал запахом перезревших антоновских яблок, и роте сразу стало легче идти». В то время как другие запахи нагоняли тоску, осознание всей безвыходности положения. От них на душе становилось только хуже: «…откуда и наплывало это пахучее сумеречное лихо - гарь от сгибших там "населенных пунктов"».
Комментариев нет:
Отправить комментарий