Литература

Горчаков  Александр Михайлович
Горчаков Александр Михайлович
4 (15) июня 1798 года – 27 февраля (10 марта) 1883 года
Родился в семье князя М. А. Горчакова и Елены Васильевны Ферзен.
Получил воспитание в Царскосельском лицее, где был товарищем Пушкина. С юности «питомец мод, большого света друг, обычаев блестящих наблюдатель» (как характеризовал его Пушкин в одном из посланий к нему), до поздней старости отличался теми качествами, которые считались наиболее необходимыми для дипломата. Кроме светских талантов и салонного остроумия, он обладал также значительным литературным образованием, которое и отражалось впоследствии в его красноречивых дипломатических нотах.  В 18201822 гг. он состоял при графе Нессельроде на конгрессах в Троппау, Любляне и Вероне; в 1822 был назначен секретарем посольства в Лондоне, где оставался до 1827; потом был в той же должности при миссии в Риме, в 1828 году переведён в Берлин советником посольства, оттуда — во Флоренцию поверенным в делах, в 1833 — советником посольства в Вене.
Горчаков Александр Михайлович - светлейший князь (1871), российский дипломат, канцлер (1867), член Государственного совета (1862), почетный член Петербургской АН (1856). С 1817 на дипломатической службе, в 1856-1882 министр иностранных дел. В 1871 добился отмены ограничительных статей Парижского мирного договора 1856. Участник создания «Союза трех императоров». 
В 1880 году Горчаков не смог приехать на торжества по случаю открытия памятника Пушкину (в это время из лицейских товарищей Пушкина были в живых только он и С. Д. Комовский), но дал интервью корреспондентам и пушкинистам. Вскоре после пушкинских торжеств Комовский умер, и Горчаков остался последним лицеистом. Эти строки Пушкина оказались сказаны о нем:"Кому ж из нас под старость день Лицея Торжествовать придется одному?"
Политическая карьера князя Горчакова завершилась Берлинским конгрессом; с тех пор он уже почти не принимал участия в делах, хотя и сохранял почетный титул государственного канцлера. Министром он перестал быть даже номинально с марта 1882, когда на его место был назначен Н. К. Гирс.
Скончался в Баден-Бадене.
Погребён в фамильном склепе на кладбище Сергиевой Приморской пустыни (могила сохранилась до наших дней).

При жизни Горчаков был одним из самых близких друзей-лицеистов Пушкина, хотя многие называли их друзья-соперники. Александр Сергеевич посвятил Александру Михайловичу несколько стихотворений, одним из которых было стихотворение под названием  "Князю А.М. Горчакову", написанное в 1814 году.

Пускай, не знаясь с Аполлоном,
Поэт, придворный философ,
Вельможе знатному с поклоном
Подносит оду в двести строф;
Но я, любезный Горчаков,
Не просыпаюсь с петухами,
И напыщенными стихами,
Набором громозвучных слов,
Я петь пустого не умею
Высоко, тонко и хитро,
И в лиру превращать не смею
Мое - гусиное перо!
Нет, нет, любезный князь, не оду
Тебе намерен посвятить;
Что прибыли соваться в воду,
Сначала не спросившись броду,
И в след Державину парить?
Пишу своим я складом ныне
Кой-как стихи на именины.

Что должен я, скажи, в сей час
Желать от чиста сердца другу?
Глубоку ль старость, милый князь,
Детей, любезную супругу,
Или богатства, громких дней,
Крестов, алмазных звезд, честей?
Не пожелать ли, чтобы славой
Ты увлечен был в путь кровавый,
Чтоб в лаврах и венцах сиял,
Чтоб в битвах гром из рук метал,
И чтоб победа за тобою,
Как древле Невскому герою,
Всегда, везде летела вслед?
Не сладострастия поэт
Такою песенкой поздравит,
Он лучше муз навек оставит!
Дай бог любви, чтоб ты свой век
Питомцем нежным Эпикура
Провел меж Вакха и Амура!
А там - когда Стигийский брег
Мелькнет в туманном отдалении,
Дай бог, чтоб в страстном упоении,
Ты с томной сладостью в очах,
Из рук младого Купидона
Вступая в мрачный чёлн Харона,
Уснул... Ершовой на грудях!


Анализ стихотворения.
Стихотворение "Князю А.М. Горчакову" было написано Пушкиным на именины Горчакова - лицейского друга Александра Сергеевича. Ключевыми образами в этом стихотворении являются образ автора и образ Горчакова. В этом стихотворении они противоположны по эмоциональному звучанию. Именно их взаимодействие и  создает в этом произведении динамику, эмоциональное напряжение.
Автор – друг – лицейская дружба – единомышленник – придворный философ – поэт - поздравитель. (Лексическая цепочка, связанная с автором).
Лирический герой – друг – лицейская дружба – единомышленник – знатный вельможа – именинник – князь.  (Лексическая цепочка, связанная с Горчаковым).
В этом стихотворении существует один сопутствующий образ. И это образ Державина, с которым автор сравнивает себя. Его образ помогает глубже понять характеристику автора.
На протяжении первой части стихотворения автор все время сравнивает себя с лирическим героем (т.е. с  Горчаковым). Он говорит, что они разные. Автор сообщает, что он никогда не превращает свои произведения в лиру (из этого можно сделать вывод о том, что Горчаков всегда превращает «свое перо в лиру»). Еще автор говорит, что он всего лишь придворный философ, который с поклоном приносит знатному вельможе оду (под знатным вельможей подразумевается Горчаков).  Доходит до того, что автор сообщает о том, что просыпается он поздно, а Горчаков с петухами встает.
А во второй части стихотворения начинается поздравления Горчакова с именинами. Поэт не хочет желать своему другу чего-то обычного, того, что желают всем, при поздравлении: «Глубоку ль старость, милый князь, детей, любезную супругу, или богатства, громких дней, крестов, алмазных звезд, честей».  Вот автор и говорит: «Не сладострастия поэт такою песенкой поздравит». Вот и он не собирается так поздравлять. Поэтому желает любви, чтобы жизнь он провел «питомцем нежным Эпикура меж Вакха и Амура». И чтобы , когда придет время умирать, смерть он принял с томной сладостью в очах.
Именно во второй части стиха очень уместно, на мой взгляд, был употреблен риторический вопрос: «Что должен я, скажи, в сей час желать от чиста сердца другу?».  Автор как бы указывает на то, что он не знает, что пожелать другу. А банальных поздравлений он тоже делать не хочет. И раз уж речь зашла о средствах выразительности, хочется заметить, что в этом стихотворении, помимо риторического вопроса,  употреблен лексический повтор: "Чтобы в лаврах и венцах сиял, чтоб в битвах гром из рук метал". Также в этом стихотворении наблюдается инверсия: "Пишу своим я складом ныне кой-как стихи на именины".
У этого стихотворения нет точного строения, т.к. первая его строфа состоит из 19 строк, а вторая из 26. Но зато у него есть рифмовка. Правда, она также не везде одинаковая. Есть часть, где рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки (т.е. присутствует перекрестная рифма), а есть, где 1 и 4, 2 и 3 (т.е. присутствует кольцевая рифма). Также в этом стихотворении преобладает мужской вид рифмы.
Прочитав стихотворение Пушкина, можно понять его позицию. Он очень хорошо относился к Горчакову. Все пожелания шли от сердца. Хоть они были абсолютно разными людьми с разными интересами, даже происходили из разных сословий, но были друзьями.
Безусловно, стихотворений о дружбе было написано несчетное количество. Даже у самого автора существуют стихотворения, посвященные почти всем его друзьям-лицеистам.  И, конечно же, многие из этих стихотворений отличаются друг от друга. Это зависит, в большей степени от того, насколько поэт и лирический герой являлись близкими друзьями.
Наверное, лучше было бы отнести это произведение к разряду «стихотворения-поздравления», но ведь это стихотворение является поздравлением друга с именинами. Это, грубо говоря, повод к тому, чтобы написать стихотворение другу. И если бы не было у Горчакова именин в то время, то Пушкин посвятил бы ему стихотворение о дружбе. Так что отнести это произведение к разряду «стихотворения о дружбе», конечно, можно.
Очень многие поэты, как русские, так и зарубежные,  посвящали стихотворения своим друзьям. Ведь дружба - очень важная часть человеческой жизни. Без нее жизнь бы померкла.  Батюшков, Блок, Дельвиг, Есенин, Лермонтов, Некрасов, Пастернак, Тютчев, Шиллер (зарубежный автор)-все они в своем репертуаре имеют порой даже не по одному произведению о дружбе, некоторые из которых даже являются стихотворениями-поздравлениями.
Разумеется, найти идентичное стихотворение в репертуаре другого автора практически невозможно. Все они будут чем-то отличаться. Строение и рифмовка могут быть у них похожи, но содержание будет другим.
Вот таким, в моем представлении, является стихотворение А.С.Пушкина «Князю А.М.Горчакову», написанное в 1814 году.

Комментариев нет:

Отправить комментарий